"Туристическая газета"
TravelGazette.ru

Кто есть кто на туристическом рынке

       По официальным данным, в России выдано порядка 30 тысяч лицензий на туристическую деятельность, в том числе примерно 10 тысяч - туроператорских. Самостоятельно разобраться в названиях фирм и их предложений практически немыслимо. Не случайно в последнее время участились случаи обмана потребителей туруслуг: исчезновения турфирм, замены курортных отелей или просто нерасселение прибывших на отдых туристов.
       Когда вступит в силу и насколько эффективным будет механизм обеспечения финансовой ответственности туроператоров, о которой сегодня так много говорят, пока сказать трудно. Соответствующий законопроект внесен в Государственную думу РФ. В случае, если эти гарантии будут непосильны для турбизнеса, большинство фирм найдут способ обойти закон. Это будет означать, что он не сработал, в том числе, с точки зрения защиты прав путешествующих как потребителей.
       В сложившейся ситуации Российский союз туриндустрии (РСТ) - крупнейшее предпринимательское объединение в индустрии гостеприимства нашей страны - поставил перед собой задачу ответить на сакраментальный вопрос - кто есть кто на туристическом рынке. РСТ решил дать полную информацию о своих членах и их турпродукте потенциальным клиентам, подсказать в какую фирму обращаться клиенту за покупкой тура или корпоративным обслуживанием. В частности, РСТ сформировал список крупных туроператоров с годовым оборотом более $15 млн., бизнес-история которых не дает оснований сомневаться в надежности этих компаний. "Мы позиционируем РСТ как элиту российской туриндустрии и намерены это постоянно доказывать", - говорит  Сергей Шпилько. Сегодня президент РСТ Сергей Шпилько - наш собеседник.

      - Сергей Павлович, любой проект имеет свою предысторию. Расскажите, как возникла идея создания своеобразного рейтинга ведущих туроператоров?

       - В 2004 году на IX съезде РСТ было принято решение о дифференциации на добровольной основе членских взносов турфирм, входящих в организацию. С учетом имеющихся лицензий и результатов финансово-хозяйственной деятельности, компании теперь сами могут позиционировать себя в качестве туроператора или турагента, относить себя к малому, среднему или крупному турбизнесу. Сначала в качестве критерия причастности к категории ведущих компаний был взят показатель отправки или приема туристов в течение года численностью не менее 10 тысяч человек. Но показатель этот проверить непросто, и не отражает он в достаточной мере характер деятельности компании. Поэтому в 2005 году на X съезде РСТ было решено в качестве критерия причисления турфирмы к крупному - по российским меркам - турбизнесу выбрать годовой финансовый оборот в сумме не менее $15 млн. в рублевом эквиваленте, подтвержденный документально.

       - А 15 млн. долларов для крупного турбизнеса не маловато ли?

       - Для Москвы и даже Питера - пожалуй. Но для большинства субъектов федерации - это очень высокая планка. К тому же, этот показатель по мере роста рынка будет повышаться, а возможно и дифференцироваться для столичных и региональных компаний.

       - Для РСТ значение этой инициативы понятно. А для турбизнеса и, главное, самих туристов какой в ней смысл?

       - Самый что ни на есть практический. Дело в том, что возможности ценовой конкуренции на туристическом рынке, в основном, исчерпаны. Рынок, по крайне мере, на массовых направлениях крайне "демпинговый" - ниже некуда. Резервы конкуренции качества турпродукта теоретически безграничны, а практически регламентируются той же рентабельностью, которая, в лучшем случае, не растет - в отличие от издержек, будь то транспортная составляющая турпакета, стоимость рабочей силы, аренда офисных помещений и т.д.
       С другой стороны, потребительские конфликты в сфере туризма сформировали в глазах общественного мнения не лучший образ турбизнеса. Да и растет степень "продвинутости" потребителя, набирается он опыта поездок, начинает понимать, что низкая стоимость тура – это подозрительно и нередко сопровождается потерей качества, а то и просто мошенничеством. Но как узнать, что собой представляет турфирма? Крупная она или небольшая? Давно ли существует? Турагент это или туроператор? На каких направлениях специализируется? С информации прозрачности бизнеса начинается критерий качества обслуживания, который можно условно назвать лояльностью к потребителю. Кстати, те же проблемы встают и при выборе партнеров перед самими туроператорами, и турагентами, авиакомпаниями и гостиницами, инвесторами или потенциальными покупателями их бизнеса.

       - И как же потенциальному клиенту или партнеру получить необходимую информацию?

       - Над этим мы сейчас и работаем. Совместно с МИД РФ выпустили справочник для выезжающих в турпоездку за рубеж, где, в частности, объясняем, как правильно выбрать турфирму и защитить свои права как потребителя. Анкетируем членов РСТ, пишем на каждую компанию "характеристику" или своего рода объективку и публикуем в открытом доступе на нашем сайте www.rata.ru. Составление списка крупных туркомпаний - часть этой большой работы.

       - А не получается ли в результате, что вы продвигаете крупные турфирмы и задвигаете небольшие?

       - Как раз наоборот. Принадлежность пусть небольшой, но честно работающей турфирмы к предпринимательскому сообществу, куда входит около 10% от общего числа турфирм, среди которых три четверти - крупные компании, контролирующие большую часть оборота отечественного туррынка, почетно, и, вместе с тем, весьма ответственно с точки зрения корпоративной этики. У всех компаний, входящих в РСТ, равное право голоса. Укаждой будет своя страница на сайте нашей организации, а не просто указанные реквизиты, как сейчас. И если уж мы принимаем небольшую турфирму в РСТ, то знаем и сумеем показать другим, чем этот "малый золотник" дорог. Может у этой компании уникальные экскурсионные программы для школьников, Или она занимается научным туризмом. Или принимает туристов в регионе, где туризм только начинает развиваться. Наша задача состоит и в том, чтобы компании - члены союза могли все вместе предоставить максимально широкий выбор туров и услуг, и чтобы клиенты могли приобрести их в своем городе. Сегодня в РСТ  входят фирмы более чем из 60 городов России.

       - А какие, по Вашему мнению, наибольшие легальные объемы реализации услуг у турфирм-лидеров?

       - У столичных, по прошлому году, в диапазоне 250-300 млн. долларов.
       
       - А в регионах?

       - 40-50 млн. долларов, но таких в стране хорошо, если с десяток наберется. Большинству и полмиллиона набрать трудно. Деньги-то, в основном, сконцентрированы в столице и в нескольких крупных городах. Так что для того чтобы в большинстве областей определить лидеров регионального турбизнеса, планку в 15 млн. долларов надо снижать втрое. Хотя в нашем списке "15-миллионников" представлены фирмы из Владимира, Самары, Тюмени, и даже из Владивостока и Камчатки.

       - А что собой представляют – турфирмы, вошедшие в этот список?

       - Как правило, это давно работающие компании, которые можно разделить на несколько категорий. Туроператоры, лидирующие на наиболее популярных направлениях - Турция, Египет, Испания, Таиланд, Италия Греция, Болгария  и т.д., и реализующие масштабные чартерные программы. Многопрофильные туроператоры, которые по чартерным программам уступают первым, но берут блоки мест на чартерных и регулярных рейсах по многим направлениям. Туроператоры, лидирующие на рынках внутреннего и въездного туризма. Туроператоры, лидирующие в отдельных видах туризма - автобусные туры, круизы и т.д. Крупные турагентства, в частности, лидирующие по продажам авиа- и железнодорожных билетов, а также бизнес-тревел агентства. Сетевые агентства с большим числом собственных офисов (точек продаж) или работающих на условиях франшизы.
       В целом для этих компаний, помимо немалого опыта работы на рынке и больших объемов продаж, характерно то, что среди них чаще встречаются обладатели собственных офисных помещений, средств размещения, автобусов, круизных судов - короче, профильных активов. У них сильнее позиции в смысле аккредитации в иностранных консульствах, наличия референса МИД России, членства в IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), нашем Союзе и т.д.
Список http://rata.ru/razdel/razdel79.asp уже размещен на нашем сайте. Обратите внимание: активный логотип фирмы ведет на собственный интернет-ресурс этой компании. А активное название - на персональную страничку этой фирмы на сайте РСТ. Если название не активно, значит, страничка пока не открыта, идет сбор необходимой информации.

       - То есть, покупать туры надо у этих компаний?

       - Если они их сами продают. Ведь крупные туроператоры нередко реализуют свои программы только через турагентов, то есть розничные магазины путешествий. Так что помимо того, где вы покупаете путевку, надо обязательно интересоваться, чей это продукт, какого туроператора. Вы ведь интересуетесь фирмой-производителем, когда выбираете автомобиль, стиральную машину, телевизор или телефон. Выбирайте "производителя" и при покупке тура. И вот здесь мы настоятельно рекомендуем иметь дело с компаниями, входящими в Российский союз туриндустрии. Зайдите на наш сайт, посмотрите каталог. Если туроператор или турагент входит в РСТ - можете быть спокойны. Во всяком случае, если вдруг возникнут проблемы - а не ошибается только тот, кто ничего не делает - мы всегда постараемся придти на помощь.

Back