"Туристическая газета"
TravelGazette.ru

Регионы России - новые возможности для развития туризма

Конференция "Индустрия туризма 2008. Регионы России - новые возможности для развития" была проведена впервые в рамках деловой программы 15-ой Московской Международной выставки MITT. В роли организаторов конференции выступили ITE и компания по стратегическому развитию Strategy Partners, группа "Про-Инвест" (The Proinvest Group).

          На конференции были представлены доклады об основных тенденциях развития туризма в мире, о возможностях роста туристского рынка России, о практике разработки стратегической концепции и привлечения инвестиций в сферу туризма, а также о методах повышения конкурентоспособности туристского бизнеса.
         С докладом о тенденциях мирового развития туризма выступила Алла Пересолова, сотрудник специализированного учреждения ООН - Всемирной туристской организации (UNWTO). Управляющий партнер компании Strategy Partners Александр Идрисов в докладе о стратегии и возможностях для роста рынка туризма в России отметил, что, несмотря на относительно низкий вклад туризма в российскую экономику в настоящее время, существует значительный потенциал для увеличения вклада туризма в ВВП. Для обеспечения динамичного развития туризма необходимо в регионах реализовать целый комплекс мероприятий. Во-первых, следует определить наиболее привлекательные виды туризма с учетом возможностей региона и потенциальный объем туристского потока. С учетом этих показателей необходимо оценить потребность создания различных типов инфраструктуры, а также выявить проблемы, которые не связаны с инфраструктурой, но сдерживают развитие туризма в регионе. Затем разрабатывается комплекс мероприятий по привлечению частных и государственных инвестиций и план маркетинга. Понимание своих возможностей для роста, наличие четкой стратегии и инвестиционных приоритетов обеспечит российским регионам значительное усиление своих позиций на внутреннем и международном туристских рынках. Для продвижения туристских возможностей России необходимо усиление роли государства и, прежде всего, повышение уровня бюджетных расходов на стимулирование туристской деятельности.
         Президент ВАО "Интурист" Александр Арутюнов рассказал участникам конференции о стратегических планах по дальнейшему развитию компании. Свою деятельность компания решила концентрировать на четырех основных направлениях: туроператорская деятельность, розничная реализация туристского продукта, размещение туристов и организация перевозок. Для осуществления туроператорской деятельности организована "Национальная туристическая компания Интурист" (НТК "Интурист"), которая формирует туристский продукт для реализации на внутреннем и внешнем рынке. Розничными продажами занимается компания "Интурист Магазин путешествий". За гостиничный бизнес отвечает "Интурист Отель групп", перевозки организует "Интурист Транспортные услуги". Основной задачей компании ВАО "Интурист" является усиление своей роли как сильного национального игрока на туристском рынке.
         Особенностям развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа Краснодарского края посвятил свое выступление директор по управленческому консалтингу аудиторско-консалтинговой группы "Ваш СоветникЪ".
         На конференции был представлен анализ конкурентоспособности секторов путешествий и туризма 130 стран, проведенный авторитетными экспертами, привлеченными Всемирным экономическим форумом в рамках Программы партнерства в отрасли авиации, путешествий и туризма. Целью данной программы является создание платформы для диалога многих заинтересованных сторон для обеспечения развития мощных и устойчивых национальных секторов путешествий и туризма, способных эффективно содействовать международному экономическому развитию.
         Индекс конкурентоспособности секторов путешествий и туризма (TTCI) измеряется в 14 основных показателях конкурентоспособности, которые группируются в трех субиндексах:

  1. Законодательное регулирование включает:

  • отраслевое регулирование и политика в секторе;
  • постоянная забота об окружающей среде;
  • безопасность; здоровье и гигиена;
  • приоритет сектора путешествий и туризма для государства;
  1. Бизнес-климат и инфраструктура оцениваются по состоянию: инфраструктур воздушного, наземного транспорта и туризма; информационно-коммуникационной структуры; конкурентоспособности цен;

  2. Человеческие, культурные и природные ресурсы:

  • это человеческий капитал;
  • национальное восприятие туризма;
  • природные и культурные ресурсы.

          В общем рейтинге конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 130 стран Россия занимает в этом году 64 место, на четыре позиции выше результатов прошлого года. Из слагаемых конкурентоспособности, по которым оцениваются страны, хуже всего обстоит дело с факторами отраслевого регулирования и политики в области туризма и путешествий. По этим показателям Россия занимает 80 место. В группе факторов, характеризующих бизнес-климат и инфраструктуру для развития туризма, Россия находится на 65 месте. Лучше всего Россия оценена по группе факторов, связанных с природными и культурными ресурсами для развития сектора туризма и путешествий (35 место).
          О мировом опыте развития морских и равнинных курортов рассказал управляющий партнер компании Dream Resorts Factory Рафаэль Исун. В настоящее время появилась и развивается тенденция изменения бизнес-модели. Убираются ненужные услуги, снижается давление бренда, увеличивается гибкость и добавляются элементы истории места пребывания, приобретение опыта, учитываются особые интересы. Во главу угла ставится эмоциональное воздействие места пребывания на туриста.
         Алексис Деларофф, директор по управлению, Россия-СНГ, ООО "Рашен Менеджмент Хотел Кампании" (ACCOR group) рассказал о внедрении новых брендов и поделился планами одной из крупнейших в мире управляющих компаний в гостиничном бизнесе - ACCOR - по созданию новых гостиниц категории "три звезды" (бренд IBIC) в различных регионах России.
         Парадоксы частно-государсттвенных инвестиций в туризм подробно осветил Макс Гутброд из московского представительства компании "Baker & McKenzie - CIS, Limited".
         Участники конференции с большим интересом ознакомились с механизмом создания и продвижения региональных туристских брендов (Александр Гулый, главный редактор издания "Время отдыхать в России"), а также с проблемами управления качеством сервиса на предприятиях сферы услуг (Сергей Чумак, директор проекта Strategy Partners).
         Первый опыт проведения конференции в рамках выставки MITT-2008 можно считать удачным. Будем надеяться на то, что этот положительный опыт будет продолжен и в дальнейшем.

                                                                                                                      Владимир Новиков,
                                                                                                                      член FIJET

Back