"Туристическая газета"
TravelGazette.ru

"Дивеевская Слобода" ждет своих гостей

"Дивеевская Слобода" ночью.

        В село Дивеево Нижегородской области из Москвы можно доехать через Муром, Арзамас или Нижний Новгород. Ежедневно десятки и сотни православных добираются сюда на поездах и автобусах из больших и малых городов, поселков и деревень нашей необъятной России. Иногда здесь слышна и иностранная речь. Сюда приезжают, чтобы помолиться Божьей матери, приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, покоящимся в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, и попросить о помощи или исцелении. После вечерней службы прихожане проходят вдоль Святой Канавки, читая про себя молитву "Богородица Дева, радуйся". Прочитать молитву нужно не менее ста пятидесяти раз. Домой они увозят горсточки святой земли и святую воду, набранную из чудодейственного источника, бьющего неподалеку от монастыря.
 
         Для православных всего мира Дивеевская земля - святое место - Четвертый и последний удел божьей матери. Остальные три находятся в Иерусалиме, Афоне и Киево-Печерской Лавре.

Вид на Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

         В Дивеево едут не только верующие и те, кто готов обратиться к вере, к Богу, но и обычные туристы. Во всем мире религиозные святыни являются хорошо посещаемыми туристическими объектами со своей инфраструктурой.
         Приезжают в Дивеево, как правило, на несколько дней. До недавнего времени, остановиться на ночлег здесь можно было в скромной гостинице на территории монастыря или в частном секторе, зачастую с минимумом предлагаемых удобств.

         Осенью 2004 года московские и нижегородские туроператоры и журналисты присутствовали на презентации нового гостиничного комплекса "Дивеевская Слобода", построенного за околицей села Дивеево, с характерными для русской деревни покосившимися и потемневшими от времени домами. На бывшем пустыре вблизи Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря всего за два года вырос современный комплекс, представляющий собой архитектурный ансамбль, выполненный в стиле древнерусской крепости. Внутренние постройки сделаны преимущественно из дерева в виде "боярского двора", "крестьянских изб" и "княжеского подворья". Комплекс оснащен современным оборудованием: установлены автоматическая система управления гостиницей с использованием программы "Отель 2.3", камеры видео наблюдения. На территории находится охраняемая автостоянка. В каждом номере имеется спутниковое телевидение и каналы международной и междугородней связи. Всего к услугам гостей предлагается 61 двухместный номер. Из них: апартаментов - 4 номера, люкс - 3 номера, бизнес-класс - 20 номеров и стандарт - 14 номеров, а также 20 номеров эконом-класса. Работают ресторан и кафе. К услугам гостей имеется оборудованный бизнес-центр, конференц-зал на 45 мест и гостиная для переговоров.

На территории комплекса "Дивеевская Слобода".

         По словам Александра Жукова, представителя владельцев "Дивеевской Слободы" в ближайшее время вплотную к гостинице будет построен развлекательный центр. Под это строительство приобретено дополнительно три гектара земли. Центр будет рассчитан на молодое поколение жителей Арзамаса - ближайшего крупного города. В предстоящее десятилетие в его окрестностях должна появиться российская "Силиконовая долина".
Кого будет больше среди постоянных клиентов комплекса, туристов или паломников покажет время. В одном нет сомнения, что пустовать он не будет. Для москвичей компания "Тари тур" разработала двухдневную автобусную программу с ночевкой в "Дивеевской Слободе" и посещением монастыря и святых источников.

Редакция благодарит за предоставленную возможность познакомиться с "Дивеевской Слободой" Комитет по туризму города Москвы, туристическую компанию "Тари тур" и дирекцию гостиничного комплекса "Дивеевская Слобода".



История паломничества в России
         
         История паломничества в России начинается в 12 веке, условно в 1167 году, когда преподобная Ефросиния Полоцкая, чтимая на Руси святая, шла в Иерусалим с молитвой: "Абы ми дойти Святого Града и поклониться Гробу Господню и всем Святым местам,
видети и целовати, и тамо живот свой скончати..." - что и свершилось, преподобная Ефросиния была похоронена близ Иерусалима.
         Тогда же появляются "калики-перехожие" - люди, странствующие по святым местам в течение всей своей жизни. К пятнадцатому веку число паломников возрастает. Многие из них даже подробно описывают свои путешествия. Взятие Константинополя турками становится переломным моментом для паломничества, на Руси складывается убеждение, что в чистоте своей православная вера сохранилась только здесь, и что Святая Русь является единственным православным царством.
         В 16-17 веках Русь повсеместно признается как центр Православного мира. Московское государство становится местом паломничества представителями Поместных Православных Церквей. В своих записках они отмечают особую любовь русских людей к святыням, которые лежит в основе самого паломничества. Как известно, протестанты, не признающие святынь, выступали против христианского паломничества.
         Русские люди шли туда, где есть святыни: святые нетленные мощи, чудотворные иконы. Шли как бы к живым за благословением. В паломничество отправлялись в покаяние. Существовали обетные паломничества - по обету данному богу в болезни или скорби. К святыням шли больные, чаящие исцеления от душевной или телесной немощи через прикосновение к ним. Были случаи паломничества по призванию - когда сам Господь или святой во сне или видении призывали человека посетить святыню.
         Русские паломники чаще всего ходили в Киев, желая посетить "Матерь городов русских". В Киев шли даже из Сибири. Другим важным центром российского паломничества с 15 века была Троице-Сергиева Лавра, куда поклониться преподобному Сергию по традиции ходили даже русские цари. В 19-ом и начале 20-го веков центрами паломничества стали Саров и Оптина пустынь, которые не славилась святынями, их посещали для общения со старцами.
         В паломничество отправлялись в теплое время года. Настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком, только очень знатные люди позволяли себе нарушить это правило. Императрица Екатерина, совершая паломничество к преподобному Сергию, также часть пути прошла пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных паломников-пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох и котомка с сухарями. У более состоятельных имелась сменная одежда и сосуд с водой, а в начале 20 века - чайник.
         В дороге обычно постились, с собой же брали "копеечки", чтобы в пути раздавать милостыню. Придя к цели паломничества, первым делом шли приложиться к главной святыне. Обязательно были на богослужении, исповедовались, а на следующий день причащались. И только после этого осматривали достопримечательности, отдыхали душой.
Back